восточная сказка

восточная сказка

Топ-Hotels:

News image News image
News image News image
News image News image

История и культура:

ИСТОРИЯ МАРОККО

News image

Первобытное общество и финикийская колонизация. В VII тысячелетии до н.э., вслед за приходом на Ближний Восток неолита мигранты ...

Великое Марокко

News image

Великое Марокко — ирредентистская концепция, возникшая в 1940-е годы. Термин Великое Марокко ассоциировался со всеми территориям...


Марокко учит веротерпимости
Марокко - Достопримечательности

  марокко учит веротерпимости

Киплингу принадлежит известное изречение: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись . Трудно спорить с этим утверждением: жизнь, похоже, подтверждает его правоту. Но лично у меня на этот счет окрепли сомнения после того, как пришлось не единожды окунуться в жизнь арабского Королевства Марокко - уникального многоконфессионального архипелага в мусульманском океане. Уникального, потому что едва ли вы найдете на Арабском Востоке другое государство, которое было бы столь же терпимо, когда речь заходит о религии.

Особенно успешно разрушает распространенные стереотипы город Фес - древняя столица этой североафриканской страны. До недавнего времени Фес был больше известен в мире как родина самого древнего исламского университета Каруин , а также знаменитых бордовых головных уборов с кисточкой - фесок, которые разошлись по всему Арабскому Востоку. Они считались одним из своеобразных символов последователей пророка Мухаммеда. Однако в последние годы о Фесе заговорили еще как и о месте проведения международных фестивалей духовной музыки.

тим летом в одиннадцатый раз Фес под патронажем короля Мохаммеда VI и его очаровательной супруги Сальмы - компьютерного программиста музыканты всех континентов, в том числе из Таджикистана и Узбекистана, собрались, чтобы гармонией звука, мелодии и голоса возвысить Всевышнего и чад его - землян. Проходит этот праздник под лозунгом Путем надежды , которая объединяет, как отмечают организаторы фестиваля, мусульман и христиан, иудеев и буддистов. Подобное могло произойти в наши дни только в такой арабской стране, как Марокко.

Мир и спокойствие на планете в бурном потоке социальных потрясений - вот что волновало выступающих в Фесе более пятисот флейтистов, пианистов, трубачей, скрипачей и играющих на таких старинных инструментах, как лютня или саз. Открыла фестиваль оперная дива из Испании Тереза Берганза со своей дочерью Сесилией Лавилла. Они исполнили произведения Мануэля де Фаллы и Перголези. Ослепительный солнечный свет Аве Марии соседствовал с философски напевными мелодиями суфийской мистической музыки в исполнении марокканцев и египтян.

Их сменяли сакральные танцы древней Индии и ритуальные японские танцы со сценами из репертуара классического театра Кабуки. Всех заворожили рождественские колядки итальянской певицы Лючиллы Галази. Одним словом, что-то почти неправдоподобное происходило в Фесе. Пытаясь это объяснить, авторитетная деловая газета Экономист написала: Ничего невероятного не произошло. Люди проявили терпимость, и заговорили, как это происходит в музыке, языком диалога, в котором превалируют мажорные ноты жизни .

Публика наслаждалась каввали - особыми мелодичными гимнами во славу Аллаха и Пророка Мухаммеда, и кхаялом - исламской музыкой, родившейся во взаимодействии древнейшей индийской музыкальной культуры с привнесенной мусульманской традицией, с анадалусскими ритмами.

Одновременно с концертами в залах Феса проводились встречи-дискуссии, на которых гости обсуждали тему Вдохните душу в глобализацию .

Такие теплые взаимоотношения в реальной жизни между представителями различных конфессий сложились далеко не в каждой арабской стране Ближнего Востока и Северной Африки. Чаще мир становится свидетелем других явлений - крайней нетерпимости и антагонизма. В этом смысле Марокко пока остается редким исключением из правил. Почему? Ответить на этот вопрос непросто. Хотя кое-что становится понятным, когда видишь воочию, как исповедуются в королевстве различные религии на стыке Европы и Африки, где континенты разделяет лишь Гибралтар.

Исторические традиции отложили свой благотворный отпечаток на людские судьбы вышедших из древней Аравии марокканцев, западносахарских берберов, гонимых испанской инквизицией евреев и залетных христиан-католиков из Франции (бывших колонизаторов) и даже православных из России. Этому способствовало и незыблемое правило, которым руководствовались все марокканские монархи ХIХ-ХХ веков. Его неоднократно озвучивали и последние короли Хасан II и его преемник Мохаммед VI: все мы верим в единого Бога, и это главное. Все мы люди верующие, а значит благочестивые, и это главное.

Эту непреложную для марокканцев истину сегодня можно услышать почти от каждого подданного североафриканской монархии. Под ее мощным влиянием и складывается житье-бытье многоконфессиональной и многоликой общины Королевства Марокко. Это житье-бытье отличают, прежде всего, уживчивость и религиозно-этническая гармония общества.

Как живут здесь, к примеру, евреи, казалось бы затерянные в огромной массе мусульман-аборигенов? Задав этот вопрос, вспоминаю один необычный вечер в Южном Марокко. В отблесках костра и в мерцании свечей у отрогов Атласа в Марокко с древнейших времен ежегодно совершается великое таинство иудеев. Вот и на этот раз более 600 евреев со всего североафриканского королевства, а также из Израиля, США, Канады, Франции и других стран предприняли паломничество в местечко Риш, в 630 километрах южнее Рабата, к могиле святого Рабби Ицхака Абессехра. Пилигримы воздают молитвы Абессехру, одному из шести сотен святых у исповедующих иудаизм марокканцев.

Наш Рабби своей праведной жизнью заслужил поклонение , - говорил мне один из паломников Исаак Ибрахим. - Мы поем Аллилуйю, вспоминаем предков на этой благодатной африканской земле, в Королевстве Марокко, где веками в мире с арабами-мусульманами живут евреи .

Встреча в Рише евреев из самых различных краев земли, оказалось, является также хорошим поводом отдохнуть и повеселиться. Как и когда-то Рабби, они с удовольствием пьют махию - самогонку из фиников, которые в изобилии дают пальмы под солнцем Западной Сахары. По мнению торговца из Касабланки Бен Слимана, одного из 3 тысяч евреев марокканской общины, люди отдыхают душой и сердцем, отдают долг памяти евреям, которые уже более двух тысячелетий живут в Северной Африке .

После Второй мировой войны в Марокко насчитывалось 300 тысяч евреев. Но затем после массовой иммиграции в Израиль, оттока в Европу и за океан в поисках лучшей доли численность общины сократилась почти в 100 раз. Однако сейчас наблюдается обратное явление - возвращение евреев из Израиля на родину в Марокко, где они вольготно жили со времен магрибских султанов, которые всегда ценили деловые качества еврейской диаспоры. Марокко наряду с Турцией приютило у себя евреев, когда они вынуждены были спасаться почти 500 лет назад от испанской инквизиции.

Марокканские евреи благодарны и султану Мохаммеду У, деду нынешнего короля Мохаммеда VI. Он защищал во Вторую мировую войну еврейскую общину от геноцида, который пытался развязать профашистский режим Виши в то время, когда Марокко было протекторатом Франции. Султан не подчинился требованию гитлеровских марионеток нацепить марокканским евреям желтые шестиконечные звезды. Поэтому не случайно в Рише у входа в дома, где расселились пилигримы, видны портреты Мохаммеда У и его внука - нынешнего монарха Мохаммеда VI.

В пестрой оживленной толпе пилигримов - люди разных профессий, уроженцы разных краев. Тут можно увидеть бородатых ортодоксов с пейсами и марокканцев в обычных кожаных пиджаках. Рабби совершил много чудес и славных дел. Поэтому мы рады поклониться ему , - говорит Чарли Даян, офицер ВВС США, который выделялся среди паломников знаками отличия и наградами, полученными на службе в американской армии. Зачастую паломникам трудно было общаться, поскольку некоторые из них говорили лишь на одном из родных языков - французском, английском, арабском, иврите, русском. Но в конце концов они находили общий язык.

Древний еврейский законоучитель Гилель в ответ на просьбу чужестранца определить сущность иудаизма за то время, пока тот может простоять на одной ноге, сказал: Что неприятно тебе, не делай ближнему своему . Эти слова прозвучали, как молитва, и на этот раз под звездным небом Атласских гор вблизи Мавзолея Святого Рабби. У Рабби был только один грех , который понятем здесь многим: он не отказывался от финиковой водки, любимой и сейчас здешними евреями. Кстати, как-то правоверные мусульмане обратились к королю Мохаммеду VI с вопросом, что делать с очередями за вином и пьяницами. На это, как гласит народная молва, монарх ответил лаконично: каждому воздастся за его деяния, перед каждым откроются врата Рая или Ада. А сделать свой выбор в миру на этом пути может также каждый, самостоятельно.

Познакомились близко с еврейской общиной и первые российские дипломаты. В своих воспоминаниях генконсул Российской империи в Марокко П.С.Боткин писал в 1845 году: В Танжере евреи живут, где хотят, но во всех других городах Марокко им отведены специальные кварталы. Многочисленны и бдительны евреи: их узнаешь по черному головному убору. Их жены - единственные, кто может появиться на улицах с открытыми лицами. Законами страны евреям запрещено переселяться из империи, потому что правительство видит пользу, приносимую ими торговле, ремеслам и казне султана огромными доходами . Деловая хватка евреев приносит немалую пользу королевству и в ХХI веке. Свободны они, как и раньше, в своем вероисповедании - иудаизме. К нему как раз восходит традиция праздника Мимуна, который отмечается в последний день Песаха. Рано утром на Мимуну еврейские семьи непременно выходят к Средиземному морю или Атлантическому океану. Люди окропляют свое лицо водой и разыгрывают мифологические сцены перехода евреев через Красное море, исход из Египта. Те, кто живут далеко от моря, идут к колодцам и рекам. Устраиваются увеселения с песнями и танцами.

Наконец, семьи собираются за столом, накрытым белой скатертью. На ней - цветы, колосья пшеницы. Рядом - имеющее символическое значение пища: молоко и мука (чистота), финики, мед и вино (сладкая жизнь), рыба (плодородие). Пекутся блины (солнце), которые продаются на каждом углу в Марокко.

Особое лакомство - трюфели, которые ведрами собирают ранней весной в рощах пробкового дуба под Рабатом и толк в которых знают в Марокко только евреи. Все празднично одеты. Женщины - в марокканский кафтан с кружевами, мужчины - в длинный бурнус. Вместо ермолки часто одевают знаменитые бордовые фески.

Любопытно происхождение слова Мимуна . Некоторые утверждают, что оно берет начало от арабского мимуна , что означает богатство, удачу и веру. Другие считают, что это слово созвучно с именем ученого раввина Моисея бен Маймона, отец которого умер в Фесе на следующий день после Песаха в 1204 году. В Мимун евреи непременно ходят в гости к арабам и зазывают их к себе на щедрое угощенье. Того требуют традиции, а их свято соблюдают в Марокко и иудеи, и мусульмане, и христиане. Недавно в Марокко отмечался день рождения Пророка, затем в апреле наступил Песах, а через неделю в воскресенье пришла светлая православная Пасха.

Однако не во всех странах Магриба (северозападная Африка) во взаимоотношениях различных конфессий царит такая же гармония.

В Алжире, например, большинство евреев было вынуждено покинуть родину в 1962 году, когда страна покончила с французской колонизацией и обрела независимость. Оставшаяся малочисленная диаспора эмигрировала из АНДР в 1967-м во время арабо-израильской войны, и сейчас в Алжире насчитывается лишь пара десятков евреев. В этой стране в отличие от веротерпимых Марокко и Туниса до сих пор закрыты все синагоги. Но в последнее время, похоже, происходят перемены. Так, глава государства недавно говорил о вкладе еврейской общины в сохранение общего исторического и культурного наследия. Президент Бутефлика пригласил выступить с концертами в Алжире звезду французской эстрады Энрико Масиаса, выходца из еврейской общины Константины. Масиас постоянно воспевает свою солнечную родину Алжир, где, как он пел, небо и море - как две капли воды . Однако до сих пор он так и не смог увидеть вновь край своего детства из-за враждебности исламистов и протестов алжирских имамов.

Правда, первая группа из 130 французских евреев-сефардов, выходцев из Северной Африки, при содействии посольства Алжира в Париже недавно смогла наконец беспрепятственно войти в брошенные дома в Тлемсене, расположенном в 540 километрах западнее алжирской столицы, близ границы с Марокко. Во Франции действует ассоциация Фратернелль , объединяющая 1300 евреев Тлемсена. Делегация из Франции совершила паломничество к могиле раббина Энкауа - религиозного деятеля ХV века, считающегося у алжирских евреев святым мудрецом . Усыпальница святого была реставрирована также по инициативе Абдельазиза Бутефлики, семья которого жила в Тлемсене.

Гости, а некогда хозяева, посетили свои бывшие дома и дворики, где они когда-то жили бок о бок с алжирскими арабами. Слезы радости и горячие объятия людей, не видевшихся почти 50 лет, - свидетельство того, что ошибки прошлого медленно, но исправляются, сказал один из сефардов Мишель Ларуш.

Так что арабский Алжир постепенно меняется, тоже становится более толерантным, хотя позиции мусульманских радикалов в республике еще сильны. Да и в парламенте некоторые происламски настроенные депутаты выражали недовольство визитом иудеев в Алжир. Однако, как говорится, лед тронулся.

Когда первый раз в 2000 году мне довелось посетить Рабат, я, конечно, поинтересовался, есть ли в королевстве православный храм. Оказалось, он не только существует, но и является настоящим притягательных духовным центром для последователей учения Христа. В столице, в конце главного проспекта Хасана П, отца нынешнего монарха, рядом с площадью России стоит белая церквушка, построенная французским архитектором в стиле наших белокаменных храмов и одновременно марабу - своеобразных мусульманских часовен, где обычно покоятся в Марокко останки мусульманских святых: белая покатая крыша в виде луковки, белый крест и строгая белая башенка колокольни.

В Свято-Воскресенском храме Русской православной церкви в Рабате я потом бывал не единожды. Но особенно запомнился весенний день марта, когда чествовалась икона Божией Матери Ченстоховской. Именно с ней связано строительство в Марокко первого храма Русской православной церкви в самом начале ХХ века. Прихожане, среди которых россияне, болгары, сербы, украинцы, осеняли себя крестным знамением и подходили к аналою с Ченстоховской иконой. Под сводом белоснежной церкви торжественно прозвучала литургия, которую провел ее новый настоятель протоиерей Сергий Киприянович.

Он-то и рассказал мне историю создания храма. Земельный участок под его строительство был приобретен у одного богатого марокканца почти сто лет назад. Отец Варсонофий, который не смог возвратиться в Россию после революции 1917 года, стал вскоре первым настоятелем Воскресенского храма. В своих дневниках он записал: Житель Рабата знатный араб Сиди Ахмет Шериф Джебли был женат на русской. От этого брака у них было два сына и одна дочь. В тексте купчей на землю было сказано, что нижеподписавшийся г-н Джебли принимает сумму в 1 франк (символическая цена по тем временам), признает и считает плату сию, заплаченную в звонкой монете, доброй и надлежащей. Продажа совершена на особом условии, что приобретатель воздвигнет на означенном участке русский православный храм и что ни в коем случае названный участок не может служить никакой другой цели .

Такова была благодарность марокканца-мусульманина русской христианке из польского города Ченстохова. Они познакомились в Швейцарии, где араб лечился от туберкулеза. После настойчивых ухаживаний тогда еще российская подданная, имя которой по ее просьбе нигде не упоминается, вышла замуж за марокканца и отправилась в Рабат. Туда же она взяла с собой прекрасный список Ченстоховской иконы. Ее муж, между тем, продолжал болеть. Тогда с его позволения россиянка стала молиться за мусульманина Ченстоховской Божией Матери. И свершилось чудо - Джебли выздоровел. В знак благодарности он продал за чисто символическую плату землю в Рабате, недалеко от Атлантического океана.

В 1932 году русские первой волны эмиграции воздвигли на ней храм Воскресения Христова. Поныне в нем особо торжественно отмечается день Ченстоховской Божией Матери. Церковное предание гласит, что Ченстоховская икона была написана в Иерусалиме в Сионской горнице апостолом Лукой, незадолго до Успения Пресвятой Богородицы, на доске кипарисового обеденного стола, который маленький Иисус помогал мастерить в Назарете своему отцу Иосифу. В четвертом веке иерусалимские христиане подарили святую икону царице Елене, которая перевезла ее в Константинополь. Оттуда икона была доставлена в Россию.

По одной из версий, русский полководец князь Лев, основавший город Львов, доставил византийскую икону на свою родину в северо - восточную Галицию и поставил в домовой православной церкви в замке города Бельска. В 1340 году Львов был взят польским королем Казимиром Ш, а затем поляками была захвачена Галиция. В числе православных святынь католики захватили и Чудотворную Ченстоховскую икону и увезли в Польшу. С тех пор икона пребывает в Ченстохове на Ясной горе и является главной святыней польской церкви.

В списке иконы рабатской церкви образ Богоматери печален. На одной из ее щек - два ранения от стрел сарацинов. В предании говорится, что она пострадала во время нападения мусульман-арабов. Но чудо есть чудо, и Чудотворная, совершив небывалые переезды из Иерусалима и Константинополя в Россию и Польшу, а оттуда за тридевять земель в Марокко, спасла там одного из сарацинов - мужа польской россиянки от верной смерти. Так что, есть кому и за что помолиться во славу Божию в Рабате: Ченстоховской Богоматери, храмовой иконе церкви Воскресения Христова.

...В Марокко живут очень разные люди и все они удивительным образом мирно сосуществуют друг с другом. За это стоит поставить свечку и в церкви, и в синагоге, и даже в буддийской пагоде, если в страну Вечерней зари доберутся когда-нибудь монахи из далекой Азии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яркие впечатления от поездки:

News image

Спасибо, Марокко, за сказку в которой посчастливилось

Была  в этом отеле в августе 2008г. Хочу сказать, что я  довольно привиредлевый турист и  мне угодить бывает достаточно трудно. Но здесь мне понравилось абсолютно все. Прек...

News image

Высокий Атлас

Эта поездка стала одним из самых главных впечатлений от Марокко. Если север страны удивил нас своим европейским обликом, то на юге экзотики было в избытке. Мы двигались на юго-за...

News image

Марокко: Мадам и Месье

Север Африки, Королевство Марокко. Эссуэйра - маленький город-крепость на берегу Атлантики. Кажется, все ветры мира слетаются сюда. Это их штаб-квартира

Лучшие заметки из путеводителя:

ТРАНСПОРТ МАРОККО

News image

СОВЕТЫ АВТОМОБИЛИСТАМ Дорожные правила местные водители соблюдают достаточно своеобразно. С одной стороны, в городах водители практически не приз...

Оазис свободы и летающие козлы

News image

Главная особенность Марокко в том, что более непосредственного общения человека и Вселенной ни в какой другой части света представить себе невозможн...

Транспорт в Марокко

News image

Аренда автомобиля и дорожные правила Для аренды автомобиля необходимо наличие международных водительских прав и кредитной карточки. Офисы междуна...

Роскошное и загадочное Королевство Северной Африки

News image

Марокканские атлантические курорты отличаются живописными широкими песчаными пляжами, где словно на театральной сцене декорации сменяют одна другую ...

Марокканцы

News image

Археологи нашли на территории Северной Африки следы поселений человека, которым не менее 3,5 тысячи лет. Однако связь между современными берберами и...

Советы туристам в Марокко

News image

В обращении с валютой следует соблюдать повышенную осторожность. Дирхем не конвертируется и не вывозится из страны. Менять его на улицах запрещено. ...

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ МАРОККО

News image

Марокканская кухня по праву является одной из известнейших в мире. Национальное марокканское блюдо - тажин - приготовляется по-разному в различных...

МАРОККО ДЛЯ ТУРИСТА

News image

Главный курорт Марокко для украинцев — Агадир. В стране множество других приморских городов, но в одни наши родные турфирмы еще не проторили дорожку...

Русское население Марокко

News image

Российская история отражается в судьбах русских, поселившихся в Марокко. Некоторые из них попали сюда во время первых волн эмиграции. Другие, жившие...