Фес показался мне самым колоритным, самым удивительным и по-восточному сказочным городом Марокко, и поэтому я пишу именно о нем. Это то, что я представляла в детстве, читая строки В Багдаде всё спокойно… . Удивительные цвета и запахи, узкие улочки, лавки и лавчонки (даже самые большие и презентабельные из них магазинами не назовешь, ну не то слово). Антураж, почти не изменившийся с 13-го века, в котором ходят люди, такое ощущение, из того же времени.
Конечно, в Фесе есть и современный город, но медина здесь самая красочная и богатая из тех, что я видела в Марокко. К тому же, несмотря на то, что туристов здесь достаточно, не возникает ощущения раскрученности и показушности, постоянно преследовавшее в том же Марракеше. А если называть вещи своими именами, то лично для меня Марракеш, будучи последним в нашем маршруте, на фоне Феса померк.
Духовная столица Марокко встретила нас дождем, первым и единственным за наше путешествие по стране. Хотя с зонтиком я не расстаюсь 365 дней в году (ну, может 358 как минимум) и застать меня врасплох у непогоды не получится, подумалось: ну вот, началось…
Нас привезли на смотровую площадку, откуда открылся прекрасный вид на город, неожиданно утыканный спутниковыми тарелками.
До въезда в старый город мы посетили керамическую мастерскую. Это была даже и не мастерская, а целый завод полного цикла из нескольких цехов. Войдя, мы увидели как над одним из строений, впоследствии оказавшимся печью, поднимается чернющий дым. На нашу реакцию-недоумение гид-марокканка пошутила: Не волнуйтесь, наш дым – самый экологически чистый . Нас провели по комнатам-цехам. Вот на гончарном кругу начинает вырисовываться будущий таджин, в соседней комнате бригада художников (в основном, мужчин) разрисовывает тарелочки местной хохломой , а вот делают плитку. Но больше всего поразило неоправданно трудоемкое занятие – производство мозаики: из разноцветной плитки грубым инструментом типа молотка выдалбливаются маленькие цветочки примерно полтора на полтора сантиметра, а потом из них выкладываются огромные полотна. Адский труд!
Ну и последний зал – зал готовой продукции: блюда, таджины, вазы, целые столы, настенные мозаики и керамические лампы! Наша группа кинулась тратить свои кровные. У меня тоже захватило дух, но, прикинув, что ставить эту красоту дома всё равно некуда, я сдержалась и решила ограничиться фоторепортажем.
Дальше нас потащили в ювелирную лавку, где глаза разбежались еще больше. Всё время, пока мы там были, в дверях толпилась куча торговцев, предлагавших с рук те же самые изделия в 2-3 раза дешевле. Нас уже стали одолевать сомнения - а не сэкономить ли? - но гид Людмила их развеяла, сказав, что о качестве там конечно не может быть и речи, что все сделано из низкокачественного металла и быстро потемнеет, уж она-то знает. Ну и мы решили не рисковать: в конце концов, в такой серьезной ювелирной лавке должны иметь совесть и подсунуть нам исключительно качественный товар, и после обязательной программы в виде торга и рукопожатия был куплен чайник и кольцо (последнее позже оказалось то ли камбоджийского, то ли вьетнамского производства, хе-хе).
Ну что я вам скажу - спустя полгода на моем блестящем как зеркало чайнике появился непонятный черный налет, просто от стояния! Частично он отмывается мылом, частично нет. Поэтому рискну дать совет: покупайте самый дешевый вариант, в конечном итоге они все выглядят одинаково.
Следующей на пути нашего следования лежала бывшая медресе Бу-Инанья. Ах, какие орнаменты, какая резьба! Просто кружево в камне и дереве!
Дальше бежим в кожевенную лавку. Вонь, мята, бабуши, сумки, пуфики, пояса, ну и наконец главное – вид на красильни и дубильни!
Куда дальше? Опять шоппинг?? Ковровая лавка??? Да сколько ж можно? Но медина – это такая вещь, что пойти по своим делам, а потом вернуться, когда шоппинг закончится, не получится: либо ты все время следуешь за гидом, либо идешь своим маршрутом. Единожды отлучившись от группы, вряд ли ее найдешь.
Мы, берберы, народ гостеприимный… - встречает нас хозяин, усаживая и угощая всех сладким марокканским чаем. О, вот чай – это хорошо! Вот чай мы у вас попьем, хотя покупать ничего не намерены. Берберские ковры один за другим падают к нашим ногам, но группа молчит (еще бы, это же четвертая лавка за день, потратился народ), а хозяин-бербер начинает заметно нервничать. Надо сказать, что берберские ковры – вещь специфическая. Они представляют собой просто жесткое полотно, без привычного для нас ворса, с незатейливым геометрическим орнаментом. Эх, задобрили вы меня своим чаем… – не удерживаюсь я и покупаю шерстяное покрывало.
Часам к трем обязательная фесская программа заканчивается, и группа уезжает в отель. Ну наконец-то, хватит уже бегать гуськом. Мы остались вдвоем, и, отобедав в красивейшем рияде, начали бесцельно бродить по медине.
Какие-то детишки очень мило попрошайничали, с криками мадам, мадам! кидаясь целовать руки. Неожиданно перед нами возник вход в мечеть, куда поспешно стекалось мужское население - пение муэдзина возвещало о пятичасовой вечерней молитве. Неожиданно потому, что, видя в Фесе дверь, почти невозможно понять, что за ней скрывается: обычная лавка, богатейше убранный рияд, мастерская, мечеть либо еще что-то. А если не поднять голову и не увидеть минарет, мечеть вполне можно и не заметить, настолько плотно всё стоит друг к другу. Ну разве что дверь там пошире и побогаче.
Рядом появился торговец носками, которые направляющиеся на молитву правоверные у него вмиг разобрали! Однако, бизнес – если у мусульманина нет возможности помыть ноги перед молитвой, то он, видимо, должен хотя бы переобуться в чистое.
Завораживающее это зрелище мусульманский намаз, скажу я вам. Долго бы я так смотрела через настежь открытые двери мечети, но тут на горизонте появилось знакомое лицо – парень из ковровой лавки, помогавший хозяину угощать нас чаем и разворачивать ковры, но уже не в берберской одежде, а в джинсах. Видимо, его рабочий день закончился. Парень тоже нас узнал и после пары фраз вдруг предложил:
- А хотите я покажу вам Фес с крыши дома?
Хотим, чего ж не хотеть-то. Пока мы поднимаемся на последний этаж дома, где находится ковровая лавка, в которой мы были пару часов назад, разговариваем:
- Как тебе твоя работа?
- Не нравится, ни минуты покоя.
Хм, а с виду вроде непыльная…
- А ты араб или бербер?
- Араб.
- А хозяин твой – бербер?
- Нет, араб.
- Да? Ну ковры-то хоть берберские??
- Ну ковры да, берберские, донт ворри, – улыбается парень.
С крыши мы снова увидели серо-желтые фесские коробочки-дома, а совсем рядом – ярко-зеленые покатые крыши, нетипичные для марокканских медин. Наш гид предложил сфотографировать нас вдвоем. Спустившись вниз, мы решили отблагодарить парня за устроенную нам маленькую экскурсию, тем более памятуя о том, что ничего в марокко не делается просто так. Но на протянутую купюру он отрицательно замотал головой и несколько раз повторил: Ноу, итс джаст фо френдшип , - и не взял! Мы крепко удивились.
Надо сказать, что это было второе подобное удивление за день. До этого, ожидая когда вся группа выйдет из очередной лавки, мы решили прикупить здесь же рядом по магниту на холодильник. Пока торговались (как же без этого?), группа бодрым шагом начала трогаться с места (привет гиду Людмиле). К тому же, продавец никак не мог найти сдачу. Наши почти скрылись за поворотом. Я уже представила, как мы будем метаться по медине: Руссо туристо, Михаил Светлов, ту-ту! , но тут к нам подбежал мальчик, продававший рядом какие-то сувениры с рук, демпингуя при этом сувенирные лавки. Он видимо наблюдал смятение на наших лицах и, жестом показав давайте за мной , побежал в ту сторону, куда ушла группа. Один, другой, третий поворот… было ощущение, что мы пробежали полмедины! Фух, догнали... Спасибо, дорогой! Что б мы без тебя делали? Мальчик улыбнулся и стал уходить. Погоди, а мзда? - мы сунули ему три дирхама в благодарность за помощь. Но намерения-то, судя по всему, были бескорыстные!
Загадочна всё-таки марокканская натура…
|